Предупрежден, значит защищён!
Всем известно, что в последнее время участились случаи мошенничества. Несмотря на всеобщее предупреждение со стороны государственных органов и организаций о необходимости гражданам быть бдительными и благоразумными, по-прежнему факты хищения с использованием информационно-телекоммуникационных технологий имеют место быть. Мошенники становятся все более изощреннее и хитрее, а финансовое благополучие граждан оставляет желать лучшего.
Виртуальными злоумышленниками разрабатываются целые схемы обмана, казалось бы, самых бдительных и недоверчивых граждан, которые в последующем всё же попадаются «на удочку» преступников.
Для того, чтобы этого избежать следует придерживаться некоторых правил:
— необходимо помнить, что сотрудники правоохранительных органов и иных ведомственных служб, сотрудники банков никогда не звонят в мессенджерах и не просят сообщить личные данные либо данные ваших банковских платежных карт;
— с осторожностью относитесь к письмам, в которых запрашиваются данные счетов (финансовые учреждения почти никогда не запрашивают финансовую информацию по электронной почте);
— не при каких обстоятельствах никому не сообщайте данные вашей банковской карты, а также секретный код на ее оборотной стороне;
— храните пин-код отдельно от карты и не сообщайте его третьим лицам;
— при использовании известных вам сайтов, обращайте внимание на их внешний вид, возможно вы зашли на их поддельные копии;
— не покупайте в интернет-магазинах товар по явно заниженной стоимости, скорее всего с вами общаются мошенники;
— не переходите по ссылкам на неизвестные вам сайты;
— вводите личную информацию только на веб-сайтах, работающих с использованием защищенных протоколов;
— не используйте слишком простые пароли, либо те, о которых можно легко догадаться (даты рождения, номера телефонов и т.д.);
— остерегайтесь неожиданных или необычных электронных сообщений, даже если вам знаком отправитель, никогда не открывайте вложения и не переходите по ссылкам в таких сообщениях;
— при поступлении сообщений от знакомых, содержащих побуждение к осуществлению финансовых транзакций либо передаче финансовых реквизитов, обязательно проверяйте данную информацию с использованием других каналов связи (личная встреча, телефонный звонок, мессенджер, поддерживающий голосовую связь). В крайнем случае идентифицируйте личность собеседника путем задачи контрольных вопросов, ответы на которые не могут быть известны третьим лицам;
— избегайте телефонных разговоров с подозрительными людьми, которые представляются сотрудниками банков, не бойтесь прервать разговор, смело кладите трубку;
— в случае поступления вам звонка якобы от родственников либо знакомых, друзей, соседей, которые сообщают вам о произошедшем с ним либо вашем родственником несчастном случае, незамедлительно кладите трубку и перезвоните этому родственнику (знакомому, соседу и т.д.), чтобы убедиться в действительности событий. Мошенники научились имитировать голоса родных и близких потенциальной жертвы.
— при осуществлении интернет-платежей используйте технологии обеспечения дополнительной безопасности платежей, такие как 3-D Secure для международных платежных систем Visa и MasterCard или интернет-пароль для платежной системы БЕЛКАРТ;
— никому не сообщайте коды подтверждения операций, приходящие от банков по SMS;
— рассказывайте о способах противоправных действий пожилым и несовершеннолетним родственникам.
Предупредите ваших детей о возможных виртуальных атаках злоумышленников, научите их основам кибербезопасности. Важно научить ребенка распознавать ложь, не общаться и не доверять незнакомцам, а также иному, в том числе знакомому пользователю сети Интернет, находящемуся по ту сторону экрана. Объясните вашему чаду, что собеседник может оказаться не тем, за кого себя выдает.
Будьте предельно бдительны и осторожны! Не попадайтесь в ловушку преступников! Берегите себя и своих близких! Помните, ваше финансовое благополучие зависит только от вас!
Киберпреступления – преступления, связанные с использованием компьютерной техники (преступления против информационной безопасности, хищения путем использования средств компьютерной техники, шантаж, вымогательство, изготовление и распространение порнографических материалов и т.д.)
Основные понятия, которые относятся к теме безопасного поведения в сети интернет и описывают виды киберпреступлений
Фишинг (англ. phishing от fishing «рыбная ловля, выуживание») – вид мошенничества, цель которого является получение конфиденциальных данных для доступа к различным сервисам (электронной почте, странице в социальной сети, интернет-банкингу и т.д.).
Вишинг (англ. vishing – voice + phishing) – это устная разновидность фишинга, при которой злоумышленники посредством телефонной связи, используя приемы, методы и технологии социальной инженерии, под разными предлогами, искусно играя определенную роль (как правило, сотрудника банка, технического специалиста и т.д.), вынуждают человека сообщить им свои конфиденциальные банковские или персональные данные либо стимулируют к совершению определенных действий со своим банковским счетом или банковской картой.
Информационная безопасность – состояние защищенности сбалансированных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в информационной сфере.
Кибератака – целенаправленное воздействие программных и (или) программно-аппаратных средств на объекты информационной инфраструктуры, сети электросвязи, используемые для организации взаимодействия таких объектов, в целях нарушения и (или) прекращения их функционирования и (или) создания угрозы безопасности обрабатываемой такими объектами информации.
Кибербезопасность – состояние защищенности информационной инфраструктуры и содержащейся в ней информации от внешних и внутренних угроз.
Киберинцидент – событие, которое фактически или потенциально угрожает конфиденциальности, целостности, подлинности, доступности и сохранности информации, а также представляет собой нарушение (угрозу нарушения) политик безопасности.
Кибертерроризм – атаки на информационные системы, несущие угрозу здоровью и жизни людей, а также способные спровоцировать серьезные нарушения функционирования критически важных объектов в целях оказания воздействия на принятие решений органами власти, либо воспрепятствования политической или иной общественной деятельности, либо устрашения населения, либо дестабилизации общественного порядка.
Конфиденциальность информации – требование не допускать распространения и (или) предоставления информации без согласия ее обладателя или иного основания, предусмотренного законодательными актами Республики Беларусь.
Обладатель информации – субъект информационных отношений, получивший права обладателя информации по основаниям, установленным актами законодательства Республики Беларусь, или по договору.
Персональные данные – основные и дополнительные персональные данные физического лица, подлежащие в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь внесению в регистр населения, а также иные данные, позволяющие идентифицировать такое лицо.
Пользователь информации – субъект информационных отношений, получающий, распространяющий и (или) предоставляющий информацию, реализующий право на пользование ею.
Пользователь информационной системы и (или) информационной сети – субъект информационных отношений, получивший доступ к информационной системе и (или) информационной сети и пользующийся ими.
Предоставление информации – действия, направленные на ознакомление с информацией определенного круга лиц.
Старший помощник прокурора
Чашникского района
Е.П.Матейкович