• Приемная: (8-02133) 3-31-61
  • Регистратура: (8-02133) 3-29-98,+375 29 708 02 88; детск.3-29-97, Чашники 3-11-39,+375 29 803 82 04
  • 211162 Витебская область,
    г. Новолукомль, ул. Энергетиков, 17
УЗ "Новолукомльская Центральная
районная больница"
Министерство здравоохранения Республики Беларусь
Карта сайта
Главная » Статьи » Профилактики насилия в отношении несовершеннолетних

Профилактики насилия в отношении несовершеннолетних

 

Информационные материалы по вопросам

профилактики насилия в отношении несовершеннолетних

 

Принято считать, что самое безопасное место для ребёнка – это его дом, семья. Казалось бы, действительно, здесь рядом с ребёнком находятся люди, которые призваны любить и защищать его, заботиться о нём. Однако в последнее время всё чаще приходится слышать о случаях жестокого обращения с детьми родителей и других членов семьи. Насилие в отношении детей имеет различные формы и определяется целым рядом факторов, в том числе характером или личностными проблемами окружающих взрослых, семейными традициями и др. Причём подобное явление имеет место не только в социально неблагополучных семьях, но и в обычных.

В последние десятилетия к насилию, совершаемому родителями и другими близкими членами семьи в отношении детей, было отнесено физическое, сексуальное и психологическое насилие. Агрессорами  часто выступают родители, мачеха или отчим, приёмные родители, братья или сестры и другие члены семьи и попечители.

Насилие дома и в семье чаще всего осуществляется под видом дисциплинирования ребенка, т. е. применения к нему мер физического и (или) психологического воздействия.

Оскорбления, брань, изоляция, отторжение, угрозы, эмоциональное безразличие и унижение являются формами насилия, которые могут нанести ущерб психическому развитию и благополучию ребёнка, особенно если они исходят от уважаемого взрослого человека, каковым является родитель.

Семейное насилие применяется с целью обретения полной власти и контроля над ребенком. Иногда родители намеренно совершают над своими детьми физическое, эмоциональное или сексуальное насилие, чтобы унизить и контролировать своего супруга или сожителя.

Как правило, насилие в семье характеризуется следующими чертами:

  • если насилие уже имело место, то обычно с течением времени частота его повторения и степень жестокости возрастают;
  • насилие и оскорбительное поведение чередуются с обещаниями измениться и извинениями, приносимыми обидчиком;
  • часто наблюдается сочетание различных видов насилия;
  • он переживает последствия акта насилия.

Физическое насилие – это прямое или косвенное воздействие на жертву с целью причинения физического вреда, выражающееся в нанесении побоев, увечий, тяжких телесных повреждений, в толчках, пинках, шлепках, пощёчинах и т. д.

Физическим насилием считаются удары, избиение, удушение, царапание, дергание за волосы, отравление, ожог и причинение физических страданий другими способами, агрессивный физический контакт (толчки, пинки, бросание предметов в человека), ограничение его передвижения, физическое ограничение свободы.

Ситуации домашнего насилия возникают, когда родители:

  • рассержены на ребёнка;
  • не знают, что делать, если ребёнок поступает не так, как надо, то есть не находят форм ненасильственного наказания;
  • сами подвергались насилию в детстве и не знают других способов обращения с детьми;
  • хотят показать своё превосходство в семье или «отомстить» супругу (родственникам);
  • устали, находятся в состоянии депрессии, плохо себя чувствуют;
  • имеют проблемы в отношениях друг с другом;
  • не могут исправить отклоняющееся поведение ребёнка;
  • сами имеют черты характера, не способствующие нормальному психологическому климату в семье;
  • пытаются следовать чужим советам в воспитании, не желая при этом понять собственного ребёнка;
  • неверно трактуют требования педагогов и других взрослых к их ребёнку;
  • не могут найти методы исправления плохой успеваемости детей;
  • не могут разграничить поступок ребёнка и его мотив, требуют от ребёнка выполнения правил, которые нарушают сами;
  • не могут удовлетворить потребности, настойчивые просьбы ребёнка по материальным причинам;
  • не верят ребёнку, считая, что он что-то скрывает;
  • не владеют полной информацией о чувствах, переживаниях ребёнка по поводу тех или иных семейных ситуаций и обстоятельств.

Любой вид жестокого обращения с детьми ведёт к самым разнообразным последствиям, но всех их объединяет одно – ущерб здоровью ребёнка или опасность для его жизни.

Различают ближайшие и отдалённые последствия жестокого обращения и невнимательного отношения. К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, а также рвота, головные боли, потеря сознания, характерные для сотрясения головного мозга.

Ответом на любой вид агрессии становятся острые психические нарушения. Они могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, причём порой вспышки гнева не имеют видимой причины.

Среди отдалённых последствий жестокого обращения выделяются нарушения физического и психического развития ребёнка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия. Что касается подростков, то физические наказания не улучшают их поведение. Скорее, они способны вызвать обратную реакцию: у подростка появляются жажда мести, обида и возмущение; развиваются такие качества, как трусость и изворотливость.

Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка или его отвержение со стороны родителей или лиц, их заменяющих, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, вызывающее формирование патологических черт характера и нарушение социализации.

К формам психологического насилия относят отвержение,  терроризирование, угрозы, изоляция, игнорирование, эксплуатация или растление – поощрение или принуждение ребёнка к девиантному поведению (антиобщественные, преступные или саморазрушающие действия), злоупотреблению алкоголем или наркотиками, к проституции, а также финансовая эксплуатация ребёнка.

Этот вид насилия терзает жертву изнутри. Родителям надо понимать, что если наблюдаются у детей сосание пальцев, монотонное раскачивание (аутоэротические действия); ночной и/или дневной энурез (недержание мочи); психосоматические жалобы (головная боль, боли в животе и области сердца, жалобы ребёнка на то, что ему плохо), то это говорит о предъявлении к ребёнку завышенных требований, с которыми он не в состоянии справиться, чрезмерном психическом давлении на него. Результатом будет замедление  физического, психического и общего развития ребенка.

         Сексуальное насилие – это принуждение человека силой, угрозой или обманом, вопреки его желанию, к какой-либо форме сексуальных отношений, развращение – вовлечение ребёнка с его согласия или без, осознаваемое или неосознанное им в силу возрастной незрелости или других причин, в сексуальные отношения со взрослыми, чьей целью является получение выгоды, сексуальное удовлетворение или достижение корыстных целей.

К сексуальному насилию относится демонстрация взрослым человеком ребёнку своих половых органов; ласки и прикосновения к половым органам ребёнка; сексуальные игры и половой акт с ребёнком; демонстрация или просмотр с ребёнком материалов порнографического содержания; вовлечение ребёнка в изготовление порнографической продукции; вовлечение ребёнка в занятия проституцией.

Сексуальные действия по отношению к детям чаще всего совершают хорошо знакомые им люди или родственники (по результатам исследований – до 80%). Одним из достаточно распространённых видов сексуального насилия, о котором обязательно нужно знать родителям, является инцест – сексуальное насилие над  ребёнком со стороны кровного родственника. Принуждение к сексуальному насилию может осуществляться при помощи не только физической силы, но и психологического давления, запугивания, шантажа, угроз физической расправы. Насилие может также  совершаться, когда человек, принуждаемый к сексу, не способен дать на это своего согласия, например, если он пьян, находится под действием наркотика, заснул или психологически не в состоянии оценить ситуацию.

Конечно, получить достоверную картину распространённости этого вида насилия очень сложно, т. к. большинство случаев остаются неизвестными. Иногда правда открывается спустя много лет, когда ребёнок вырастает. Это объясняется целым рядом причин.

Чаще всего инцест продолжается долгие годы из-за того, что ребёнок просто никому не рассказывает о происходящем, с одной стороны, опасаясь, что ему не поверят, а с другой – боясь доставить неприятности самым близким людям: маме и папе. Взрослые насильники пользуются этим и всячески убеждают ребёнка в том, что он должен хранить тайну,  не «выносить сор из избы»,  что, если обидчик будет осужден, семья «лишится кормильца».

К внешне наблюдаемым показателям сексуального насилия относятся отказ от прогулок, неусидчивость; порванная одежда; окрашенное или испачканное кровью нижнее бельё; боль или зуд в области половых органов; венерические заболевания; беременность.

Последствия сексуального насилия для ребёнка самые тяжелые.

Какую информацию усваивает ребёнок, испытавший сексуальное насилие? Он думает:

  • если взрослые ласково обращаются с ним, то они хотят заняться сексом;
  • невозможно получить то, что хочешь, если не вести себя сексуально;
  • взрослые способны причинить боль, а родители могут не встать на защиту;
  • мир – это ужасное место, где твои чувства не принимаются в расчёт.

Сексуальное насилие над детьми не только наносит им сильнейшую психологическую травму в настоящем, но и крайне негативно влияет на их будущее развитие и эмоциональное здоровье.

         Наиболее частой причиной домашнего  насилия является алкоголь.

Насилие в семье часто скрывается. Особой латентностью характеризуются такие виды насилия, как психологическое и сексуальное.

 

Необходимо отличать семейный конфликт от насилия. В основе конфликта обычно лежит некая конкретная проблема, которую можно разрешить, а насилие, наоборот, применяется с целью обретения полной власти и контроля над пострадавшей стороной. Часто наблюдается сочетание различных видов насилия.

Как показано в многочисленных исследованиях, чаще всего в супружеских отношениях в качестве агрессора выступает муж, а жена – в качестве жертвы. Однако не всякий мужчина и не всякая женщина в семье выступают соответственно в роли агрессора и жертвы

Личность агрессора имеет следующие характеристики:

  • импульсивность, неустойчивость к неудачам, склонность к вспышкам гнева;
  • низкую самооценку;
  • выраженную потребность во внимании;
  • эмоциональную зависимость от партнера;
  • собственнические установки;
  • стремление контролировать ситуацию в семье;
  • ригидность ожиданий в супружеских отношениях;
  • ревнивость.

Личность жертвы отличают:

  • экономическая и/или эмоциональная зависимость от мужа;
  • ощущение бессилия, смирение с мыслями о насилии и нежелание его остановить;
  • неспособность разделять свои собственные потребности и нужды мужа;
  • низкая самооценка;
  • нереалистические убеждения, что поведение насильника можно изменить;
  • уверенность, что ревность и физическая агрессия – доказательство любви.

Применялось ли к ребёнку физическое насилие, можно понять по особенностям его внешнего вида, психического состояния и поведения, а также по характеру имеющихся у него травм.

К внешне наблюдаемым признакам физического насилия относятся следы укусов; синяки; кровоподтёки; царапины; шрамы, следы связывания, следы ногтей, следы от сжатия пальцами; следы от ударов (ремнём, палкой); следы от верёвочной петли; ожоги; наличие на голове участков кожи без волос; травмы; переломы в необычных местах; повреждения, припухлости на лице или конечностях; бледность кожных покровов; повреждения внутренних органов (разрыв печени, ушибы почек, мочевого пузыря в результате удара в живот или в бок); необычное состояние ребёнка после насильственного приёма алкоголя или лекарств; тело ребёнка со следами насильственной смерти. Вывод о повторяющемся физическом насилии можно сделать в том случае, если на теле ребёнка имеются следы разной давности (раны,  кровоподтёки и т. д.).

Необходимо обращать внимание на изменение психоэмоционального состояния ребенка. Обычно воздействие домашнего насилия на ребёнка делится на четыре основные категории:

  • он понимает, что происходит насилие;
  • он непосредственно вовлечен в подобные события как свидетель;
  • он вмешивается в ситуацию или используется в процессе насильственных действий (например, становится «живым щитом» против виновника насилия);
  • он переживает последствия акта насилия.

Учащиеся подросткового возраста, подвергшиеся физическому насилию, часто совершают побеги из дома, попытки суицида.  Особенностью их поведения является избегание физических контактов с другими людьми; ношение закрытой одежды (чтобы скрыть повреждения); отказ раздеваться для участия в школьных спортивных мероприятиях; невразумительные (противоречивые) объяснения причин появления повреждений; страх перед родителями; частые опоздания или пропуски школьных занятий; ранний приход в школу и очень поздний уход домой;  неуважительное отношение к другим; чрезмерное послушание, готовность услужить и безропотное позволение делать другим с собой всё что угодно; пассивность, замкнутость или повышенная агрессивность; агрессивные игры, часто с причинением повреждений сверстникам; саморазрушающее поведение (употребление алкоголя, наркотиков, курение); необъяснимые изменения в поведении (прежде жизнерадостный ребёнок теперь постоянно грустен, задумчив, замкнут); жалобы на боль при движении или контакте; отчаянные просьбы не сообщать родителям о неудачах в школе (двойки, прогулы, плохое поведение); рассказы о насилии со стороны родителей.

Психологическое насилие зачастую бывает трудно распознать, т. к. в отличие от физического, явные признаки насилия психологического редко видны. Косвенными доказательствами применения психологического насилия могут быть такие особенности поведения ребёнка:

  • беспокойство или тревожность;
  • длительно сохраняющееся подавленное состояние;
  • агрессивность;
  • склонность к уединению;
  • чрезмерная уступчивость;
  • суицидальные угрозы или попытки;
  • неумение контактировать с другими людьми;
  • малое число друзей или их отсутствие;
  • проблемы с учёбой;
  • низкая самооценка.

Люди, столкнувшиеся с психологическим насилием, не всегда обращаются за помощью: потому, что трудно зафиксировать сам факт его применения, или потому, что не считают подобные ситуации проявлением насилия.

Особенности поведения детей: эмоциональная невосприимчивость, равнодушие или, наоборот, чрезмерная ранимость; проявления низкой самооценки и отсутствия самоуважения; переживания; грусть или выраженная депрессия; замкнутость в себе, задумчивость или, наоборот, агрессивность; «прилипание» к любому взрослому в поисках внимания и тепла; социальная беспомощность; ночные приступы страха, плохой сон; отсутствие интереса к играм.

Особенно тяжело дети переживают обиду, нанесённую родителями, которые в состоянии алкогольного опьянения оскорбляют, угрожают побоями или даже избивают их. Но ни родителям, ни сверстникам дети никогда не рассказывают о своих страданиях. Ведь для детей естественно необходимо гордиться своими родителями, поэтому, когда они понимают, что их семьи невыгодно отличаются от других, то всё равно защищают близких. Дети предпочитают переживать всё в душе, поскольку убеждены: того, о чем не сказано вслух, не существует. Сохранить этот большой секрет важнее, чем рассказать о своих чувствах.

Особенности поведения детей при сексуальном насилии:  внезапный отказ, сопротивление тому, чтобы пойти куда-то или с кем-то; чрезмерное проявление привязанности; неожиданное употребление сексуальных терминов или присваивание новых названий частям тела; стеснительность или потеря привязанности к семье; проблемы со сном, включая бессонницу, ночные кошмары, отказ засыпать в одиночестве или настоятельные просьбы включить ночник; чрезмерная «цепкость», «прилипчивость» или другие признаки запуганности; резкое изменение индивидуально-личностных особенностей; проблемы в школе; нежелание посещать уроки физкультуры или публично переодеваться в раздевалке; побеги из дома; необычайная искушённость и не соответствующая возрасту образованность в вопросах сексуального поведения; сообщение о сексуальном насилии или принуждении родителям либо другим взрослым.

Специалисты, работающие с пострадавшими от сексуального насилия детьми, утверждают, что, если детям верят и предпринимают соответствующие адекватные меры, то в большинстве случаев можно предотвратить долгосрочные последствия насилия для психического здоровья. Для этого необходимо, прежде всего, информировать детей о подобном явлении. Делать это должны люди, которым ребёнок доверяет.

Самое главное, что ребёнок должен усвоить: сексуальное насилие – это всегда плохо и неправильно. Причём ответственность за происходящее лежит только на взрослом, и если ребёнок расскажет правду, то накажут насильника, а не его.

Не оставайтесь равнодушными!

Понравилась статья? Поделись:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *