Суицидальное поведение подростков — цени свою жизнь!
Под суицидом понимают осознанное лишение себя жизни. Более широкое понятие – суицидальное поведение. Все проявления суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения относятся к суицидальному поведению (А.Г. Амбрумова, 1981).
Лексика при суицидальном поведении.
В качестве основного фактора считается оценка своего «Я». Будут иметь место аутопсихическая направленность, ребенок будет принижать себя — ! Я- букашка», «мурашка», «ничтожный винтик» и т.д. Должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах. Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся. Человек, который хочет покончить собой, всегда говорит об этом. Это может происходить не прямо, а косвенно. Он должен поговорить с психологом, если такая проблема есть.
Признаки пресуицидального периода:
-
сужение сферы психической жизни (утрата интересов, избегание социальных контактов, чувство одиночества, непонимание другими);
-
исчезает то поле, на которое несовершеннолетний может направить свою агрессию. Направляет ее на себя.
-
желание умереть, фантазии.
-
дихотомичное мышление: все или ничего.
-
формирование мыслей о способах.
-
в анамнезе мысли о суициде.
-
тоска, печаль, обида.
-
утомляемость, изменение пищевого поведения, появление психосоматических расстройств, вегетативной симптоматики
Черты личности подростка, сочетающиеся с суицидальным поведением:
-
эмоциональная лабильность, агрессивность, злобность;
-
антисоциальное поведение;
-
высокая степень импульсивности; отсутствие навыков преодоления проблем и трудностей (в школе, в среде подростков); тенденция жить в мире иллюзий и фантазий;
-
идеи переоценки собственной личности, сменяющиеся переживаниями никчемности, излишняя самоуверенность;
-
чувство унижения или страха, скрывающееся за проявлением доминирования, демонстративностью поведения;
-
проблемы с определением сексуальной ориентации;
-
сложные отношения со взрослыми;
-
ажитированная депрессия (тоска +тревога);
-
изменение поведения. Если несовершеннолетний, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность, такое поведение также может служить основанием для тревоги.
Что делать учителю, если он обнаружил опасность?
-
Если вы увидели несколько из перечисленных признаков, это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание ученику и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Не проходите мимо!
-
Постарайтесь поговорить с ним по душам. Только не задавайте вопроса о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается.
-
Обратитесь к школьному психологу за помощью.
-
Если вы классный руководитель, свяжитесь с родителями ребенка и поделитесь своими наблюдениями.
-
Сохранять контакт с подростком. Для этого следует помнить, что авторитарный стиль взаимодействия для подростков неэффекитивен и даже опасен.
-
Способствовать созданию дружеской поддерживающей атмосферы в классе, ориентировать учеников на совместную деятельность и сотрудничество.
-
Обращать внимание на ситуации, когда один или несколько учеников становятся объектами нападок со стороны других.
-
Дать понять ученику, что опыт ошибок и неудач такой же важный опыт, как и достижение успеха.
-
Понять, что стоит за внешней грубостью подростка. Возможно, подросток отстаивает свои ценности, а не стремится войти в конфликт и обесценить вас.