О правильном и безопасном использовании гаджетов для детей подростков
Сегодня сложно представить дом без компьютера, ноутбука, планшета, а человека без телефона. Гаджеты — неотъемлемая часть нашей жизни. Кроме полезных функций, при бесконтрольном использовании они могут нанести вред.
Современным родителям важно знать:
— почему нельзя допускать, чтобы ребенок проводил много времени перед экраном;
— какая норма пребывания за компьютером или с телефоном;
— как установить здоровые отношения между ребенком и гаджетом.
Переизбыток времени, проведенного перед экраном, наносит вред развитию ребенка. Об этом не раз заявляли педиатры, окулисты, психологи.
Зрение — активный процесс. При взгляде на объект глаза делают определенное сканирующее движение, нервная система передает информацию в мозг, зрительный анализатор обрабатывает эту информацию и создает образ — в результате мы видим то, на что смотрим.
При взгляде на монитор ситуация меняется — активность глаз и зрительного анализатора головного мозга падает по причине физических свойств электронного луча, который с запредельной для глаз скоростью создает образ на экране. Глаза не успевают сканировать изображение, они могут лишь адаптироваться, замереть. В чем же опасность?
- Пассивность передается всему телу: даже очень непоседливые малыши сидят перед экраном с характерным застывшим взглядом.
- Избыточная зрительная нагрузка. Глаза ребенка не рассчитаны на длительное восприятие информации в подобном ключе. Незаметные блики экрана, несоблюдение правильного расстояние между ним и глазами ребенка заставляют непроизвольно напрягать зрение.
2.Психологический аспект.
Взрослый человек при взгляде на экран воспринимает информацию активно: слушает, анализирует, делает какие-то выводы. Ребенок, особенно маленький, так не делает — его полностью захватывает происходящее.
Неконтролируемое продолжительное использование гаджетов может нанести вред всему детскому организму. У детей от 3 до 17 лет, чье экранное время было превышено, наблюдалось нарушение сна и проблемы с поведением.
Психологи отмечают, если не вводить ограничительные меры, дети становятся зависимыми от своих устройств, используют интернет-контент, игры в качестве основной формы развлечения и заменяют живое общение социальными сетями.
Нормы экранного времени для детей разных возрастов
Многие специалисты, организации исследовали влияние количества времени, проведенного перед экраном гаджетов, и составили соответствующие рекомендации, которые ограничивают использование устройств нездоровым для детей образом.
Для полноценного развития ребенку нужно больше времени для активных игр, здорового сна и меньше экранного времени.
- До 1 года использовать гаджеты не рекомендуется, поощряется чтение и рассказывание историй. До 2 лет ребенок нуждается в маме, близком человеке, а не телефоне. Использовать цифровые устройства рекомендуется не более 10 минут за сутки, т.к. идет формирование мозга и принципа получения информации о мире.
- 1−2 года. Годовалым детям проводить время за просмотром телевизора, видео, компьютерными играми не рекомендуется. Для 2-летних малышей экранное время не должно превышать 60 минут.
- В 3−4 года совместно просматривать мультфильмы, играть со своими детьми в развивающие компьютерные игры рекомендовано не более 60 минут в день. Чем меньше, тем лучше.
- От 4 лет специалисты разрешают увеличивать экранное время постепенно, с учетом особенностей и потребностей ребенка.
- В 5−10 лет дошкольники, ученики начальных классов проявляют интерес и уверенно пользуются устройствами, используя их как инструмент обучения, потребления контента, игр. 60−90 минут в сутки достаточно для баланса между весельем и пользой.
- В 11−13 лет подростки могут самостоятельно контролировать экранное время, оно не должно превышать 2 часа.
- В 14−16 лет По мере взросления ребенка норма продолжительности использования гаджетов растет: для компьютера — 170 минут дома, 70 в школе; для ноутбука, планшета — 150 минут дома, 80 в школе.
Как родителям не допустить превышения экранного времени
Понимание последствий увлечения гаджетами и знание норм экранного времени поможет родителям не только установить соответствующие рамки пользования цифровыми устройствами, но и наполнить жизнь ребенка разнообразием без телефона, планшета и компьютера.
Вот несколько советов в помощь родителям:
- установите и оговорите с ребенком четкие ограничения использования гаджетов;
- разговаривайте с ребенком о его здоровье, интересах, правилах безопасности в интернете;
- используйте приложения, помогающие проконтролировать количество времени, которое ребенок проводит у компьютера или с телефоном в руках;
- во время семейных трапез заранее просите откладывать телефон и сосредотачиваться на еде и общении друг с другом — сделайте это правилом;
- внедряйте совместное чтение, прогулки, творческие занятия, игры — развлекайтесь вместе здесь и сейчас;
- запишите ребенка в спортивную или художественную секцию;
- и главное — начните с себя, покажите на своем примере, что телефон и прочие устройства стоит использовать рационально, тогда от них будет исключительная польза.
Что еще поможет использовать гаджеты без вреда для ребенка?
1.Система отдыха, перерывы:
- дети до 8 лет должны делать перерывы по схеме «30 минут за компьютером и 90 минут отдыха».
- детям 9−15 лет после каждого часа перед экраном следует прерываться на 2 часа.
2. Физические упражнения:
- во время перерывов важно делать несложные упражнения (наклоны, приседания) и гимнастику для пальцев и кистей.
3. Гимнастика для глаз:
- Каждые 20−30 минут стоит делать легкую разминку для глаз, чтобы снизить зрительную нагрузку.
Важно следить за осанкой и расстоянием между экраном и глазами, чтобы не создавать дополнительную нагрузку на зрение, позвоночник, руки.
Гаджеты не представляют опасности и способствуют развитию ребенка, если уметь грамотно ими пользоваться: выделять должное количество экранного времени в рамках нормы, разговаривать о правилах, позволяющих безопасно учиться и развлекаться в сети. Сегодня родителям нужно быть гибкими, меняться и адаптироваться под современные реалии. Баланс между реальной жизнью и экранным временем будет благотворно влиять на физическое и психическое здоровье ребенка, стимулировать интеллектуальное и творческое развитие.
03.09.2025 г.
Врач офтальмолог Новолукомльской ЦРБ Коржанова Г.Б.