Главная
  • Приемная: (8-02133) 3-31-61
  • Регистратура: (8-02133) 3-29-98; 3-15-28; детск. 3-29-97; +375 29 708 02 88; Чашникская больница: 3-11-39; детск. 3-47-22; +375 29 803 82 04
  • 211162 Витебская область,
    г. Новолукомль, ул. Энергетиков, 17
  • ncrb@novolukomlcrb.by
УЗ "Новолукомльская Центральная
районная больница"
Министерство здравоохранения Республики Беларусь
Карта сайта
Главная » Статьи » О правильном и безопасном использовании гаджетов для детей  подростков

О правильном и безопасном использовании гаджетов для детей  подростков

Сегодня сложно представить дом без компьютера, ноутбука, планшета, а человека без телефона. Гаджеты — неотъемлемая часть нашей жизни. Кроме полезных функций, при бесконтрольном использовании они могут нанести вред.

Современным родителям важно знать:
— почему нельзя допускать, чтобы ребенок проводил много времени перед экраном;

— какая норма пребывания за компьютером или с телефоном;

— как установить здоровые отношения между ребенком и гаджетом.

 

Переизбыток времени, проведенного перед экраном, наносит вред развитию ребенка. Об этом не раз заявляли педиатры, окулисты, психологи.

1.Физиологический аспект.

Зрение — активный процесс. При взгляде на объект глаза делают определенное сканирующее движение, нервная система передает информацию в мозг, зрительный анализатор обрабатывает эту информацию и создает образ — в результате мы видим то, на что смотрим.
При взгляде на монитор ситуация меняется — активность глаз и зрительного анализатора головного мозга падает по причине физических свойств электронного луча, который с запредельной для глаз скоростью создает образ на экране. Глаза не успевают сканировать изображение, они могут лишь адаптироваться, замереть. В чем  же опасность?

  • Пассивность передается всему телу: даже очень непоседливые малыши сидят перед экраном с характерным застывшим взглядом.
  • Избыточная зрительная нагрузка. Глаза ребенка не рассчитаны на длительное восприятие информации в подобном ключе. Незаметные блики экрана, несоблюдение правильного расстояние между ним и глазами ребенка заставляют непроизвольно напрягать зрение.

2.Психологический аспект.

Взрослый человек при взгляде на экран воспринимает информацию активно: слушает, анализирует, делает какие-то выводы. Ребенок, особенно маленький, так не делает — его полностью захватывает происходящее.
Неконтролируемое продолжительное использование гаджетов может нанести вред всему детскому организму. У детей от 3 до 17 лет, чье экранное время было превышено, наблюдалось нарушение сна и проблемы с поведением.
Психологи отмечают, если не вводить ограничительные меры, дети становятся зависимыми от своих устройств, используют интернет-контент, игры в качестве основной формы развлечения и заменяют живое общение социальными сетями.

      

Нормы экранного времени для детей разных возрастов

Многие специалисты, организации исследовали влияние количества времени, проведенного перед экраном гаджетов, и составили соответствующие рекомендации, которые ограничивают использование устройств нездоровым для детей образом.

Для полноценного развития ребенку нужно больше времени для активных игр, здорового сна и меньше экранного времени.

 

  • До 1 года использовать гаджеты не рекомендуется, поощряется чтение и рассказывание историй. До 2 лет ребенок нуждается в маме, близком человеке, а не телефоне. Использовать цифровые устройства рекомендуется не более 10 минут за сутки, т.к. идет формирование мозга и принципа получения информации о мире.
  • 1−2 года. Годовалым детям проводить время за просмотром телевизора, видео, компьютерными играми не рекомендуется. Для 2-летних малышей экранное время не должно превышать 60 минут.
  • В 3−4 года совместно просматривать мультфильмы, играть со своими детьми в развивающие компьютерные игры рекомендовано не более 60 минут в день. Чем меньше, тем лучше.
  • От 4 лет специалисты разрешают увеличивать экранное время постепенно, с учетом особенностей и потребностей ребенка.
  • В 5−10 лет дошкольники, ученики начальных классов проявляют интерес и уверенно пользуются устройствами, используя их как инструмент обучения, потребления контента, игр. 60−90 минут в сутки достаточно для баланса между весельем и пользой.
  • В 11−13 лет подростки могут самостоятельно контролировать экранное время, оно не должно превышать 2 часа.
  • В 14−16 лет По мере взросления ребенка норма продолжительности использования гаджетов растет: для компьютера — 170 минут дома, 70 в школе; для ноутбука, планшета — 150 минут дома, 80 в школе.

 

Как родителям не допустить превышения экранного времени

Понимание последствий увлечения гаджетами и знание норм экранного времени поможет родителям не только установить соответствующие рамки пользования цифровыми устройствами, но и наполнить жизнь ребенка разнообразием без телефона, планшета и компьютера.
Вот несколько советов в помощь родителям:

  • установите и оговорите с ребенком четкие ограничения использования гаджетов;
  • разговаривайте с ребенком о его здоровье, интересах, правилах безопасности в интернете;
  • используйте приложения, помогающие проконтролировать количество времени, которое ребенок проводит у компьютера или с телефоном в руках;
  • во время семейных трапез заранее просите откладывать телефон и сосредотачиваться на еде и общении друг с другом — сделайте это правилом;
  • внедряйте совместное чтение, прогулки, творческие занятия, игры — развлекайтесь вместе здесь и сейчас;
  • запишите ребенка в спортивную или художественную секцию;
  • и главное — начните с себя, покажите на своем примере, что телефон и прочие устройства стоит использовать рационально, тогда от них будет исключительная польза.

 

Что еще поможет использовать гаджеты без вреда для ребенка?

1.Система отдыха, перерывы:

  • дети до 8 лет должны делать перерывы по схеме «30 минут за компьютером и 90 минут отдыха».
  • детям 9−15 лет после каждого часа перед экраном следует прерываться на 2 часа.

2. Физические упражнения:

  • во время перерывов важно делать несложные упражнения (наклоны, приседания) и гимнастику для пальцев и кистей.

3. Гимнастика для глаз:

  • Каждые 20−30 минут стоит делать легкую разминку для глаз, чтобы снизить зрительную нагрузку.
    Важно следить за осанкой и расстоянием между экраном и глазами, чтобы не создавать дополнительную нагрузку на зрение, позвоночник, руки.

Гаджеты не представляют опасности и способствуют развитию ребенка, если уметь грамотно ими пользоваться: выделять должное количество экранного времени в рамках нормы, разговаривать о правилах, позволяющих безопасно учиться и развлекаться в сети. Сегодня родителям нужно быть гибкими, меняться и адаптироваться под современные реалии. Баланс между реальной жизнью и экранным временем будет благотворно влиять на физическое и психическое здоровье ребенка, стимулировать интеллектуальное и творческое развитие.

 

 

03.09.2025 г.

Врач  офтальмолог Новолукомльской ЦРБ   Коржанова Г.Б.

Понравилась статья? Поделись:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *