2 апреля в Республике Беларусь проводится Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма.
Дети не похожие на других.
Ранний детский аутизм изучается во всем мире на протяжении более полувека. У малышей с детским аутизмом нет стремления к общению с даже близкими людьми. Они живут изолированно в своем внутреннем мире. Но порой они успешно оканчивают школы и вузы, находят свое место в обществе. Так, как это сделали американский профессор биологии Т. Грандин, австрийский писатель Д. Ульямс или шведский общественный деятель И. Юханссон.
Аутизм относится к общему расстройству развития, включающему патологию 3-х сфер: социального взаимодействия, общения и стереотипного поведения.
Нет контакта. В грудном возрасте отсутствует зрительный контакт « глаза в глаза» и реакция на улыбку, они не тянут руки к маме. Они часто равнодушны и уклоняются от проявлений нежности. Не скучают в отсутствие родителей, не радуются при их появлении. Не стремятся к контактам со сверстниками.
Речь как эхо. Речь у аутичных детей не развивается вообще или формируется с опозданием. Наблюдаются эхолалии- повторение слов с неправильным употреблением местоимений. Нередко аутичные дети о себе говорят в 3-ем лице. Повторяя вопрос « Сколько тебе лет?!- они отвечают: «тебе 6 лет».
Поведение. У аутичных детей нередко проявление агрессии (ребенок может схватить внезапно за волосы другого ребенка) или аутоагрессии (может биться головой об пол, расцарапать до крови тело). Некоторые дети имеют выраженную склонность к злорадству, испытывают удовольствие при виде ужасов.
Аутичные дети испытывают страх перемен (окружающий мир должен быть постоянен и неизменен). Одни бояться незнакомых помещений, другие- новой одежды, третьи- прогулок по незнакомым маршрутам. Часто такие дети играют с необходимыми для этого предметами: кастрюлями, палочками, газетами и др. При этом часто совершаются одни и те же действия перекладывают, переставляют, рвут, долго вращают. Они любят пересыпать песок, переливать воду.
Течение и невроз. Расстройство в виде аутизма имеет хроническое течение. Аутичные дети с более высоким интеллектом, которые овладевают языком в возрасте 5-7 лет имеют лучший прогноз. Прогноз лучше, если имеется соответствующая обстановка дома, способствующая удовлетворению потребностей ребенка в заботе и различных нуждах.
Лечение. Цель лечения таких детей- уменьшить нарушения поведения и помочь преодолеть задержку в развитии речи и навыков самообслуживания.
Советы родителям:
Работа по развитию речи
- много разговаривайте с ребенком, объясняя происходящее вокруг, говорите новые слова, не требуя немедленного их повторения;
- постоянно вовлекайте ребенка в обсуждение планов на предстоящий день, обговаривайте их в процессе исполнения, затем оценивайте прошедший день;
- постепенно переходите к составлению планов на более длительные сроки;
- давайте возможность детям регулировать свои действия с помощью речевого планирования.
Работа с агрессией
- при агрессии не следует ребенка ругать, надо отстранить и занять чем-то другим. Если пресечь агрессивные действия не удается, взрослый не должен внешне реагировать на боль, так как его эмоциональная реакция может доставить ребенку удовольствие и закрепить этот неприемлемый тип поведения.
- игры, занятия с ребенком должны отражать смену природных условий. Наблюдая за жизнью птиц, растений , ухаживая за ними, ребенок подходит к осознанию « живого», сопереживающего живому, ответственного за него.
- необходимо знакомить аутичного ребенка с жизнью других детей.
Целесообразно приобщение его к детским праздникам, походам в зоопарк, цирк, на просмотр мультфильма.
Все эти мероприятия помогают аутичному ребенку лучше ориентироваться в окружающем мире, преодолеть его изоляцию.
Вы всегда можете позвонить по номеру 5-15-76 и обратиться за помощью и консультацией к врачу специалисту УЗ «Новолукомльская ЦРБ» — Валентине Владимировне Красовской и задать волнующие вас вопросы.