Когда бить тревогу? Признаки психологического неблагополучия ребенка.
«Мы думали –перерастет, а сейчас уже (10,12,18) лет, а проблема все не уходит», — частая фраза родителей на приеме у психолога. «Где же вы были раньше?»
Если ребенок не научился принимать потребности других, если страхи и истерики, ставшие частью поведения в 5-6 лет, постепенно переросли в манипуляции, отказ от какой-либо новой деятельности или угрозы самоубийства годам этак к 13,- то выйти из всего этого будет не просто.
Когда уже пора бить тревогу и обращаться за помощью к детскому психологу, чтобы потом не кусать локти и не плакать от бессилия.
- Частые изменения настроения без видимой причины.
Есть дети, которые склонны часто и легко расстраиваться, или импульсивны по своей природе. Здесь важно именно то, что ребенок стал проявлять свои чувства иначе, не так, как это ему свойственно. Например, когда бойкий и эмоциональный ребенок вдруг становится тихим и задумчивым или то, что вызывало раньше легкую грусть теперь провоцирует истерику.
- Апатия.Отказ от каких-то видов деятельности, которые раньше вызывали интерес.
Не путать со сменой интересов! Когда один за другим уходят интересы, все времяпровождение ребенка сводится к тому, чтобы лежать на диване и щелкать пультом перед телевизором или же бесконечно играть в телефон — родителю стоит начать тревожиться.
- Регресс — то, что вы уже прожили, отпустили и пошли дальше, появляется вновь. Это могут быть какие-то вредные привычкам как сосание пальца или грызение ногтей. Могут быть поведенческие реакции, свойственные более младшему возрасту. Так, уже научившийся заявлять о своих просьбах и дискомфорте ребенок, вдруг на любую ситуацию начинает забиваться под стол и просто плакать.
- Появление страхов — вдруг и без понятной причины. Ведь никогда раньше ваша дочь или сын не боялся оставаться один в комнате, а теперь ходит хвостом и даже в туалет просит дверь не закрывать.
- Привычки, направленные на самоуспокоение и сброс тревоги
Обгрызенные ногти, обкусанные ручки, вырванные от бесконечного наматывания на палец волосы….
- Повышенная обидчивость, ранимость, снижение стрессоустойчивости.
Опять же сравниваем с тем, как было раньше. Если же раньше на замечания реагировал спокойно, а теперь рыдает- однозначно причину нужно искать и помогать ребенку выходить из гиперреакций.
- Сбои в физиологическом состоянии ребенка.
Трудности с засыпанием, длительное ( свыше недели и не связанное с болезнью) снижение аппетита, постоянная сонливость. Пассивноть и быстрая утомляемость. Жизнь в стрессовой ситуации отнимает много сил и энергии, поэтому ухудшение функционирования
признаков болезни может быть « звоночком», что что-то идет не так в детской жизни. Развивающая депрессия (а у детей она также бывает), может проявлять себя через снижение энергии.
- Навязчивые движения, тики, запинания и заикания речи.
Это уже не только симптомы психологического неблагополучия, но и неврологические заболевания. И часто родители ограничиваются в этом случае посещеним невролога и лечением. После приема препаратов, массажа и иных процедур проблема может действительно исчезнуть. На
какое-то время. Важно понимать, что навязчивые движения могут быть следствием неправильного воспитания или подавленные эмоций ребенка. Рост внутреннего напряжения сказывается не только на эмоциях, стресс приводит в избыточный тонус мышцы.
- Заболевания, которые относятся к психосоматике: экземы и дерматиты, частая тошнота, причины которой не находят врачи, нарушение сна, энурез и т.д. Получение долговременного устойчивого результата при лечении подобных заболеваний обычно требует участия нескольких специалистов: невролога, психолога, других врачей соответствующих профилю заболевания.
- Ухудшение работы интеллектуальных функций: памяти, внимания, мышления.
Перенесенный стресс часто ухудшает способность ребенка к концентрации, снижает работоспособность. Появившаяся вдруг рассеянность, забывчивость или резкое снижение успеваемости — очень тревожный звоночек. Часто родители настаивают, чтобы ребенок « старался», « не расклеивался», винят его в лени и безответственности. Не учитывая, что причина может быть в росте тревоги, появлении синдрома неудачника, резком конфликте с одноклассниками и учителем.
Если из этого списка наблюдаете от 3 до 5 признаков, то это повод серьезно задуматься, а лучше — получить хотя бы консультацию грамотного детского психолога. Если у вашего ребенка есть один из симптомов, обозначенных в пунктах 7,8,9,10, то необходимо как можно скорее обратиться за помощью к специалистам: неврологу и психологу.
Все перечисленные признаки даже поодиночке являются причиной для визита к психиатру. Только квалифицированный специалист сможет определить наличие психического заболевания, установить причину его развития и назначить необходимое лечение.
Вы всегда можете обратиться за помощью по интересующим вас вопросам и получить ответ квалифицированного специалиста.
Вам всегда рады помочь, не бойтесь обращаться за помощью.
Помощь анонимная.
Ежедневно (в рабочее время) работает телефон «прямой линии»:
— в Новолукомльской ЦРБ врача психиатра-нарколога — Валентины Владимировны Красовской — 3-46-67
— в Чашникской больнице врача психиатра-нарколога — Мальца Анатолия Анатольевича – 4-15-40
В выходные дни и ночное время вы всегда можете обратиться к медицинскому работнику скорой помощи по телефону- 6-59-03.